Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Лидеры вступают в бой

Лидеры вступают в строй.

Закончилась гражданская война. Молодая Советская республика занялась восстановлением, разрушенного войной, народного хозяйства.

Оценивая состояние флота, оставшегося в наследство от императорской России, М.В. Фрунзе писал: «В общем ходе революции и случайностях гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжкие удары. В результате этих ударов мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни флота ещё большую роль, чем во всех других родах войск, потеряли целый ряд морских баз и, наконец, лишились основного ядра рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало, что флота у нас нет». ( М.В. Фрунзе. «О молодежи». М. Молодая гвардия. 1937, стр.62.)

Огромную роль в начавшемся восстановлении Военно-Морского флота сыграл Х съезд партии (1921 г.). В решении съезда фигурировала фраза: «Съезд считает необходимым в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота». КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (8-е изд. доп. и испр. М. Политиздат. 1970, т.2, стр.265.)

В 1921 г. началась напряженная работа по восстановлению портов и судостроительной промышленности, что позволило уже в 1922 г. приступить к ремонту кораблей и судов и формированию хотя и небольших, но боеспособных соединений.

Показателем темпов восстановления флота явился рост общего водоизмещения кораблей, составивший в 1923 г. – 82, в 1924 г. – 90, в 1925 г. – 116, в 1926 г. – 130 тыс. тонн.

М.В. Фрунзе в ноябре 1925 г. на совещании политработников говорил: «Реввоенсовет твердо и незыблемо стоит на той точке зрения, что флот нам крайне необходим, что мы должны его развивать и дальше … Перед нами во весь рост встает необходимость немедленно приступить к постройке новых судов».

В декабре 1926 г. была принята первая шестилетняя программа нового кораблестроения, предусматривающая строительство главным образом малых кораблей (36 торпедных катеров, 18 сторожевых кораблей), а также 12 подводных лодок.

Упор на малые корабли был сделан исходя из возможностей нашей судостроительной промышленности и задач, стоящих перед флотом. В соответствии со взглядами на роль флота в системе вооруженных сил страны специалисты высказывали предположения, что вражеским эскадрам линейных кораблей и крейсеров с их тяжелой артиллерией в прибрежной зоне с успехом могут противостоять носители торпедного оружия: подводные лодки, торпедные катера и самолеты-торпедоносцы.

В 1911 г. в России был создан тип принципиально нового артиллерийско-торпедного корабля – эскадренного миноносца «Новик». Этот проект постоянно совершенствовался (к примеру взять «Гогланд»,

М.В. Фрунзе. (Избранные произведения. М., Политиздат 1960, т.2, стр.161-162.)

полковника Р.А. Матросова), усиливалось артиллерийское вооружение (вплоть до установки 130-мм орудий в проекта Матросова), развивалась энергетическая установка (турбины с зубчатой передачей) и т.д. Восстановленные «новики» составили в первое время ядро РККФ. (ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп.1, д.693, л.1, 7-10.)

В 20-х годах требования к кораблям этого класса изменились. Считалось, что перспективные эскадренные миноносцы должны развивать скорость не менее 40 узлов и обладать более мощным артиллерийским вооружением. На это указывал опыт первой мировой войны. Так возникли проекты кораблей водоизмещением 3-4 тыс. тонн со скоростью 40 узлов, вооруженных пятью 130-мм (и даже 181,44-мм) орудиями и тремя-четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами. Однако их проектирование по ряду причин ограничивалось лишь предэскизными разработками. ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп.1, д.721, л.8.

Флоту требовались новые корабли – недорогие, достаточно быстроходные, с сильным торпедно-артиллерийским вооружением по типу появившихся в ходе первой мировой войны в некоторых иностранных флотах лидеров эскадренных миноносцев. Это мнение разделял начальник Технического управления ВМС РККА Н.И. Власьев. Подробно проанализировав развитие и боевое использование миноносцев, он пришел к следующему выводу: как торпедный корабль эсминец существующего типа себя не оправдал вследствие того, что прерогатива торпедных атак перешла к торпедным катерам и подводным лодкам и эсминцы превратились «из торпедных кораблей в малые артиллерийские».ЦГА ВМФ, ф. р-360, оп.3, д.3, л.4, 6, 13-14. Таким образом, новый эсминец рассматривался, с одной cтороны не только как замена «новикам», но и как лидер для них, а с другой – дальний разведчик при эскадре, т.е. предназначался для выполнения функций легких крейсеров, на постройку которых в ближайшие годы, учитывая ограниченные возможности отечественной судостроительной промышленности тех лет, рассчитывать не приходилось.

В начале 1925 г. Научно-технический комитет (НТК) получил указание в трехмесячный срок разработать проект эсминца, способного вести бой с легкими крейсерами противника, охранять главные силы от атак неприятельских эсминцев и поддерживать атаки своих сил,ЦГА ВМФ, ф. р.303, оп.1, д.84, л.3. т.е. решать задачи, характерные для лидеров, хотя этот термин в официальной переписке до закладки первых кораблей типа «Ленинград» применялся крайне редко.

В марте 1925 г. оперативное управление Штаба РККА, опять же исходя из опыта первой мировой войны и тенденций послевоенного развития легких сил флота, определило тактические элементы нового большого эсминца водоизмещением около 4000 тонн. Задание предусматривало сильное вооружение: два тройных торпедных аппарата калибром 533-584 мм, четыре 183-мм (7,2-дюймовых), два 102-127 мм орудия, три прожектора, 100 мин и 20 глубинных бомб. Скорость полного хода задавалась в 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 3000 миль, осадка не более 16 футов (4,88 метров). Кроме средств химической защиты, предполагались устройства для подъема и спуска гидросамолета «истребительного типа», а также катапульты.




Выберите страницу
[1] 2 3 4 5

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2018