Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Лидеры вступают в бой

Уже тогда было ясно, что таких «эсминцев», близких по размерам к легким крейсерам времен первой мировой войны, не может быть много. Сомнения вызывала и возможность их выхода в торпедную атаку, успех которой, помимо массовости, требовал минимальной заметности атакующего корабля. Поэтому при разработке элементов эсминцев для Балтийского и Черного моря, которые предполагалось строить в третьей очереди программы 1926 г., Техническое управление ВМФ в марте 1928 г. склонилось к ограничению водоизмещения (1100 тонн) при сохранении высокой скорости хода (40 узлов), но более скромном вооружении (четыре 100-мм орудия, 2 тройных 533-мм ТА).

Но окончательный выбор первых «лидеров-торпедоносцев», включенных в количестве трех единиц в программу 1929 г., повлиял на требования усилить миноносные силы на Черном море, не забывая к тому же потребности Балтийского театра.

В мае 1928 г. было выдано тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта «эскадренного миноносца для Черного моря» со скоростью 40 узлов, вооруженного четырьмя-пятью 130-мм орудиями и двумя-тремя трехтрубными торпедными аппаратами. По уточненному в августе заданию вооружение при той же скорости состояло из четырех 130-мм орудий, двух 37-мм автоматов Виккерса, трех трехтрубных торпедных аппаратов и 60 мин заграждения. Однако по вооружению корабль этого проекта, близкий к «новикам», не удовлетворял новым требованиям. В октябре 1928 г. появился эскизный проект эскадренного миноносца водоизмещением 2100 тонн, вооруженный пятью 130-мм и четырьмя 37-мм орудиями, четырьмя пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами, который и лег в основу проектирования лидера, получившего название «проект 1».

Проектная документация разрабатывалась специально созданным в 1930 г. конструкторским бюро - начальник Я.А. Саук, главный инженер – В.А. Никитин. Конструкторы при разработке технического проекта остановились на весовой нагрузке, гарантирующей не превышение расчетного водоизмещения. Основная трудность заключалась в создании корабельной энергетической установки. При проектировании ГЭУ предусмотрели определенные запасы, допускающие возможность получения полной мощности турбин без существенного форсирования котлов. Проектированием главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) занималась группа А.В. Сперанского. Проектную мощность каждого из трех ГТЗА довели до 22000 лошадиных сил (при 3475 об/мин. ТВД и 2700 об/мин ТНД). По результатам международного конкурса с участием ряда ведущих иностранных турбостроительных фирм для повышения КПД проектируемых ГТЗА решили изменить профили лопаток при умеренном количестве ступеней, что в последующем себя оправдало. Энергетическая установка располагалась поэшелонно в пяти отсеках. В средней части корпуса - носовой эшелон – главные водотрубные котлы № 1 и 2 (по одному в двух носовых котельных отделениях, параметры пара Р=21,5 кг/см2 , t=330°) и два носовых ГТЗА правого и левого бортов, размещенных в носовом машинном отделении. Кормовой эшелон состоял из главного котла № 3 и кормового ГТЗА, работавшего на среднюю, третью линию вала. Каждый ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин высокого и низкого давления и одноступенчатой зубчатой передачи. Частота вращения гребных винтов достигала 460 об/мин. Особенностью котлов высокой производительности (417 т/ч) было двухфронтовое отопление с 14 форсунками на каждом фронте и применение цельнокованых импортных коллекторов вместо клепаных, изготовлявшихся ранее на Северной верфи. Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) располагался на верхней палубе в кормовой надстройке. Большинство вспомогательных механизмов проектировалось с учетом опыта постройки сторожевых кораблей типа «Ураган». А новшество заключалось в следующем: турбоциркуляционный и турбоконденсатный насосы располагались вертикально и отличались от прототипов.

Электрооборудование лидеров было рассчитано на постоянный ток напряжением 110 в, который вырабатывали три турбогенератора (по 50 кВт) и два резервных дизель-генератора (по 30 кВт). Площадь руля составляла 9,6 м2, скорость его перекладки от 0 до 25° на полном ходу достигала – 16 сек. Нормальный запас топлива определили в 210 тонн (мазут), полный составил 600 тонн. Этого запаса хватало на 873 мили 40-узлового хода или 2700 миль при ходе 20 узлов.


Выберите страницу
1 [2] 3 4 5

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019