Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Лидеры вступают в бой

Корпус лидера имел полубак, клепаную конструкцию и выполнялся из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кгс/мм2. Несмотря на технологические успехи эта сталь оказалась не лучшим материалом для наружной обшивки, так как имела склонность к растрескиванию.

Обводы корпуса выбирались исходя из требований достижения высокой скорости и проверялись на моделях в Опытовом бассейне. Корпус отличался острыми образованиями кормы. Гребные валы выводились наружу через выкружки (так называемые «штаны») и не имели традиционных кронштейнов. Это решение, как и выбор обводов корпуса в целом оказалось удачным. Достаточной была и остойчивость (начальная метацентрическая высота 1,22 м), зато прочность корпуса, особенно в носовой части, оставляла желать лучшего, что впоследствии потребовало подкреплений.

Быстрая гибель «Москвы» 26 июня 1941 г. от взрыва мины (или торпеды), стала следствием перелома корпуса в районе первого котельного кожуха. Очевидно, перелом возник не только из-за воздействия самого заряда, но и из-за неблагоприятных обстоятельств: лидер на большом ходу выполнял циркуляцию. Прочность корпуса «Баку» проверенная в условиях штормового Баренцева моря оказалась также недостаточной и в 1943 г. он был основательно подкреплен в носовой части усилением набора, а в кормовой – установкой накладных листов верхнего пояса наружной обшивки. В следующем году подкрепление было выполнено и на оставшемся на Тихом океане лидере «Тбилиси».

Корпус лидера имел 14 главных поперечных водонепроницаемых переборок. Они доходили до верхней палубы и палубы полубака. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых двух смежных отсеков. При наибольшей длине 127,5 м (между перпендикулярами – 122 м) и ширине 11,7 м осадка лидера на ровный киль по конструктивной ватерлинии составила 3,5 м (у черноморских лидеров – 4,18 м), а высота надводного борта на миделе – 2,9 м. Проект несколько раз корректировался: окончательное полное водоизмещение составило 2655 (2693), стандартное – 2021 (2030) тонн.

Артиллерийское вооружение лидеров было принято следующим: пять одноорудийных 130-мм Б-13-IIс, расположенные в диаметральной плоскости корпуса (боезапас – 750 снарядов); две одноорудийные 76,2-мм зенитные артустановки типа 34-к, размещенные побортно на кормовом мостике (боезапас – 700 снарядов); два 45-мм полуавтомата типа 21-к, установленные взамен предусмотренных проектом 37-мм зенитных автоматов Виккерса из-за их малой надежности; полуавтоматы 21-К были заменены в 1941 г. на 37-мм установки 70-к (на лидере «Баку» в 1943 г. было установлено 10 установок). На «Ленинграде» в 1943 г. 2 х 1 – 76,2-мм установки 34-к заменили на 1 х 2 – 7,62-мм установку 81-к.

Запланированные вначале 4 – 7,62-мм пулеметы были заменены на 12,7-мм пулеметы ДШК (на «Харькове» их затем заменили на спаренные 12,7-мм пулеметы «Браунинг» с боекомплектом по 9000 патронов на установку).

В связи с проводимыми заменами вооружения, в различных источниках приведенные данные несколько отличаются.

Точность стрельбы обеспечивалась разработанной в 1963 г. на заводе «Электроприбор» и принятой на вооружение в 1937 г. системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Мина-7». В центральном посту размещался ЦАС-2, дистанция измерялась двумя дальномерами ДМ-4 (база 4 м), установленными на командно-дальномерном посту КДП2- 4Л), имевшим также визир центральной наводки ВМЦ-2 и визир наклона цапф ВНЦ в КДП. Новинкой системы стало применение в ней «ночного визира» 1-Н, устанавливаемого побортно. Управление стрельбой (центральная и прицельная наводка по измеренным отклонениям обеспечивалось из КДП (основной режим) из ходовой рубки непосредственно на орудия и с поста ЦН1-Н любого борта (резервные). Система разрабатывалась на основе механических счетно-решающих элементов и имела значительную массу (11300 кг) и габариты.

Шточный бомбомет БМБ-1 (2 шт.) при помощи специального штока и лотка обеспечивали выстреливание глубинных бомб со скоростью погружения 2,5 м/сек. Большие глубинные бомбы ББ-1 имели заряд 135 кг, а малые БМ-1 – 25 кг. На лидерах проекта 1 насчитывалось 20 больших и 32 малых бомб, (на лидерах пр.38 – соответственно 30 и 40-50 бомб). В некоторых источниках указывается о наличии на лидерах проекта 1 12 ББ-1 и 24 БМ-1. С 1940 г. бомбы оснащались новым взрывателем К-3, который обеспечивал взрыв бомбы на глубинах от 10 до 210 м и характеризовался высокой степенью надежности.

На лидерах проекта 1 впервые в ВМФ были установлены два четырехтрубных 533,4 мм торпедных аппарата типа «Н-7» («Конь»). Боезапас составлял 16 парогазовых торпед типа 53-38у.

Лидеры проекта 1 могли принять на палубу 84 мины обр. 1926 г. или 124 мины обр. 1912 г., или 68 мин типа КБ, или 84 минных защитника, или 76 мин обр. 1931 г. Лидеры проекта 38 – 104-114 мин обр.1908/39 г. или 68-76 мин типа КБ.

Проектом предусматривалось, базирование на корабле легкого гидросамолета-корректировщика (в сложенном виде, за первой дымовой трубой). В дальнейшем от него пришлось отказаться. В корме имелась аппаратура для постановки дымовых завес.

Опыт боевого использования и эксплуатации вооружения черноморских лидеров во время Великой Отечественной войны показал следующее:

Главный калибр (орудия Б-13-IIс)

Эти артиллерийские системы в целом являлись одними из лучших палубных установок по своим тактическим характеристикам и по надежности в работе. Системы были просты по конструкции и быстро осваивались личным составом. Наряду с этим артиллерийские системы Б-13 имели следующие недостатки:

1) Наиболее слабым звеном являлся автоматический досылатель. Имели место частые случаи выхода из строя и задержки в работе досылателя, что в свою очередь влияло на скорострельность;

2) Часто гнулись и ломались контактные иглы гальванических контактных приспособлений;

3) Отсутствие герметичности шарового погона и штыревого устройства приводило к тому, что от попадания соленой воды быстро коррозировали ролики, шаровой погон и штырь, возникали заедания в механизмах горизонтального наведения и вращения орудий, оно становилось тугим.




Выберите страницу
1 2 [3] 4 5

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019