Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Лидеры вступают в бой

Зенитный калибр (орудия 70-к)

Автоматы обладали хорошими тактическими характеристиками и представляли собой лучший образец зенитного оружия на то время.

Наряду с этим имели место и недостатки:

1) Отсутствие специальной системы охлаждения приводило к быстрому перегреву ствола;

2) Как одноствольная автоматическая система – она имела солидные габариты, требовала большого количества личного состава для обслуживания и создавала трудности в размещении на малых кораблях.

12,7-мм пулеметы «Виккерс».

В работе были надежны, просты в эксплуатации и имели водяное охлаждение стволов.

12,7-мм пулеметы ДШК.

Работали надежно и были просты в эксплуатации.

В октябре 1932 г. на Николаевском заводе им. А. Марти были заложены лидеры «Москва» (29.10) и «Харьков» (19.10), предназначенные для Черноморского флота, а 5 ноября на Северной верфи в Ленинграде – лидер «Ленинград» для Балтийского флота, ставший головным в серии кораблей этого типа. Строителем «Ленинграда» стал инженер-кораблестроитель А.Н. Нейман, наблюдающим от ВМФ был назначен инженер А.Э. Цукшвердт. Построенный на открытом наклонном стапеле головной корабль был спущен на воду 18 ноября 1933 г., однако изготовление и установка главных механизмов и вооружения затянулась еще на два года. На заводских испытаниях в 1935 г. скорость лидера превысила проектную: при мощности 61000 лошадиных сил корабль легко развил 40, а при 66000 – 41 узел, показав скорость около 41,3 узлов, которая руководством Главморпрома справедливо оценивалась как большое достижение проектировщиков и судостроителей. Однако при этом возник дифферент на корму 1,5 м. Увеличив производительность котлов, мощность довели до 70000 лошадиных сил, а скорость до 42 узлов, но дифферент возрос до 2 м. В качестве контрмер решили принять в носовую цистерну около 35 тонн забортной воды, после чего дифферент значительно уменьшился, а скорость возросла на 0,5 узла. В следующем году на одном из пробегов на мерной миле «Ленинград» при водоизмещении 2225 тонн (нормальное по проекту) и мощности турбин 67250 лошадиных сил развил скорость 43 узла, а при дальнейшем форсировании котлов мощность энергетической установки могла увеличиться еще на 4-5 тысяч лошадиных сил. Государственной комиссии по испытаниям и приемке вновь построенных и капитально отремонтированных судов под председательством флагмана 1-го ранга А.К. Векмана лидер был предъявлен для приемо-сдаточных испытаний осенью 1936 г. 5 декабря состоялось подписание приемного акта и лидер вступил в состав Балтийского флота. Стоимость его постройки составила 12 млн. рублей.

А.К. Векман в своем заключении о корабле отметил его высокие боевые, маневренные и эксплуатационные качества. Среди кораблей своего класса лидер оказался самым быстроходным в мире.

Государственная комиссия указала и на некоторые конструктивные недостатки, в частности, на отсутствие броневого укрытия мостика от пуль штурмовой авиации, недостаточную мощность огня зенитной артиллерии и невозможность стрельбы орудиями одного калибра с одного борта, что существенно осложняло оборону лидера от налетов самолетов на малых высотах. Часть этих замечаний была уже устранена на первом серийном корабле.(А.И. Сорокин, В.Н. Краснов. Корабли проходят испытания. Л. Судостроение. 1982. стр.136.)

Черноморские лидеры были спущены на воду только в 1934 г.: 9 сентября – «Харьков» и 30 октября – «Москва». Достройка их длилась четыре года. В декабре 1937 г. в связи с опасностью замерзания Буга корабли были переведены в Севастополь, где и проходили приемные испытания. На испытаниях в апреле 1938 г. лидер «Москва» при водоизмещении 2330 тонн, мощности механизмов 77725 лошадиных сил и волнении до трех баллов достиг скорости 43,57 узлов. Скорость полного хода лидер развивал устойчиво при умеренной форсировке котлов и нормальной работе вспомогательных механизмов.(Судостроение. 1974. № 3, стр.71.)

Во время этого испытания замерялся и расход конденсата, что позволило определить с достаточной степенью достоверности КПД ГТЗА – около 78%. Так как требование повышения экономичности на малых скоростях в то время ещё не выдвигалось, упрощалась конструкция турбин и от части объяснялась возможность получения столь высокого КПД на полном ходу.

Для достижения еще лучших результатов решили заменить кормовые обводы на более полные, надеясь тем самым уменьшить дифферент на корму и добиться дальнейшего увеличения скорости. Выкружки заменили обычными кронштейнами для облегчения «более полной» кормы и проверки на практике иностранного опыта (в т.ч. итальянского) проектирования подобных кораблей, имевших высокие скоростные показатели и гребные валы непременно с кронштейнами. (Судостроение. 1985. № 3, стр.68.)

Лидер «Харьков» на испытаниях развил скорость полного хода 43,5 узла (в годы войны она не превышала 35 узлов).

7 (10) августа 1938 г. лидер «Москва», а 10 (19) ноября и лидер «Харьков» вошли в состав Отряда легких сил эскадры Черноморского флота.

23 августа 1938 г. командование флотом поздравило личный состав «Москвы» с подъемом военно-морского флага и за активное участие в строительстве корабля наградило 44 человека денежными премиями, а 17 человек получили благодарности. (ЦГА ВМФ, ф. р.80, оп.6, д.11, л.140, 141. )




Выберите страницу
1 2 3 [4] 5

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019