Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Без грифа секретности

Лидер «Харьков», зайдя за дымзавесу, пытался спасать людей, плавающих вокруг погибающего лидера, но в 05:25 – 05:26 у его борта стали падать крупнокалиберные снаряды. В котлах «Харькова» сел пар – машины не могли развивать полный ход, и лидер, имея самый малый ход, под огнем пристрелявшейся батареи стал отходить, прекратив спасать людей.

В 05:28 машины «Харькова» развили ход до 28 узлов, но у борта лидера разорвались два снаряда. Один снаряд в 40 метрах справа по носу, второй за кормой. Из-за сильного сотрясения корпуса в котлах упало давление пара и ход уменьшился до малого. Мостик залило водой и осыпало осколками. А в 05:36 полопались трубки и вышел из строя котел № 1. В это же время лидер был атакован бомбардировщиками. Один пикировщик сбросил две бомбы. Одна легла по носу, а вторая по корме.

В 06:17 командир отряда запросил у командующего флотом: «Нужна поддержка авиации». В 06:45 командующий приказал: «Отходить полным ходом в направлении на Главную военно-морскую базу».

В 05:55 лидер «Харьков» продолжил отход 14-узловым ходом под одним котлом, отбивая атаки двух бомбардировщиков. Один из самолетов был сбит огнем зенитной артиллерии, а второй, отказавшись от атаки, отвернул.

В 06:30 лидер был атакован самолетом со стороны солнца. Лидер отвернул влево. Две бомбы ФАБ-100 упали за кормой в 5 кабельтовых.

В 06:43 вышел из строя турбовентилятор левого борта котла № 3, ход корабля снизился до 5 узлов. В это же время лидер был атакован подлодкой противника. Справа по курсовому углу 70°, на расстоянии 25-30 кабельтовых был обнаружен воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер. Отвернув от торпеды, лидер обстрелял место вероятного местонахождения подлодки ныряющими снарядами.

Непосредственно перед атакой подлодки вокруг корабля на бреющем полете летал самолет «Савойя», очевидно, выполняя задачу наведения подлодки. Об атаке командир 3-го дивизиона эсминцев донес командиру Отряда легких сил с просьбой оказать помощь.

В 07:00 к лидеру «Харьков» присоединился эсминец «Сообразительный» и начал вести противолодочную и противовоздушную оборону, находясь в голове и маневрируя на полной скорости. В момент, когда эсминец «Сообразительный» пересекал курс лидера слева направо – с эсминца заметили след торпеды слева и одновременно обнаружили след второй торпеды, идущей вдоль правого борта на лидер «Харьков». Атаковав подводную лодку 4 большими и 6 малыми бомбами, в месте бомбометания эсминец обнаружил огромное пятно мазута и на какой-то момент всплывшую на поверхность корму подлодки, последняя быстро погрузилась в воду.

В 07:10 на горизонте показался эсминец «Смышленый» и через четверть часа вступил в охранение крейсера.

В 07:22 была отражена атака самолета-пикировщика. Самолет ушел на солнце. Ожидая повторной атаки, зенитки «Харькова» открыли заградительный огонь прямо на солнце.

В 08:14 усилиями и самоотверженной работой двух котельных машинистов (краснофлотцы Гребенников и Капров – так в тексте, на самом деле Каиров) был введен в строй котел № 2. Постепенно увеличился ход и в 09:30 лидер «Харьков» дал ход 26 узлов.

В момент подхода к лидеру «Харьков» эсминец «Смышленый» в 10:21 атаковал артиллерией и глубинными бомбами подлодку противника, обнаруженную по перископу. Результаты атаки остались неизвестными.

В 11:40 эсминец «Смышленый» вступил в охранение лидера «Харьков».

В 11:30 крейсер «Ворошилов» подошел к фарватеру № 4 и под проводкой тральщиков прошел свое минное заграждение, имея в охранении эсминцы «Беспощадный» и «Бодрый», высланные навстречу командующим флотом.

В 21:09 лидер «Харьков», эсминцы «Смышленый» и «Сообразительный» вошли в главную базу – Севастополь. Лидер «Харьков» немедленно встал на ремонт.

Авторы отчета завершили его замечаниями и выводами по операции: 1.

Выбранный боевой курс 221° при начальном курсовом угле 55° правого борта способствовал незначительному сближению с береговыми батареями противника, что привело к увеличению времени обстрела. Целесообразно было бы боевой курс выбрать с таким расчетом, чтобы стрельба происходила на курсе отхода. Это позволило бы скрытно подойти на требуемую дистанцию, точнее определиться и меньше времени находиться под огнем батарей.

Изменение состава ударной группы и группы поддержки в последний момент, уже после съемки с якоря, несомненно, отразилось на подготовке и проведении набеговой операции. Задержка с выходом вынудила корабли ударной группы форсировать скорость на переходе. При отсутствии запаса времени это могло привести к потере фактора внезапности, если по каким-то причинам корабли вынуждены были снизить скорость.




Выберите страницу
1 2 [3] 4

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019