Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Свидетельствуют очевидцы

В.И. Голубов по приборам увидел, что в котлах № 1 и 2 давление упало до нуля. Тахометры носовых турбозубчатых агрегатов показывали резкое увеличение оборотов, так как турбины работали без нагрузки. Падало давление пара в кормовом эшелоне. Наблюдалось быстрое нарастание крена на правый борт и дифферента на нос. Попытки выяснить обстановку на боевых постах успеха не имели. С боевых постов на телефонный вызов не отвечали.

Вскоре из носового машинного отделения доложили о падении давления пара в магистрали и вакууме в главных конденсаторах, о поступлении воды через носовую переборку.

Не представляя в полной мере объема разрушений, командир БЧ-5 приказал поставить подпоры на носовую переборку машинного отделения. Это же приказание было продублировано командиру кормовой аварийной партии главному старшине М.А. Лукину.

Из третьего котельного отделения доложили, что нет воды в котле, горение выключено. Считая, что вода в водомерных стеклах котла не видна из-за большого дифферента, командир БЧ-5 отдал приказание в третьем котле давление пара поднять, а в кормовом машинном отделении закрыть маневровый клапан и удерживать вакуум в конденсаторе. Это диктовалось желанием сохранить в действии вспомогательные механизмы, необходимые в борьбе за живучесть.

О состоянии носовых отсеков ничего не было известно. А в этом районе корабля происходило следующее. Сразу же после взрыва погасло освещение. Носовая часть корабля резко накренилась и стала погружаться в воду. Командир носовой аварийной партии младший инженер-лейтенант Н.Т. Николаев, увидя сильную вспышку пламени при взрыве, приказал тушить пожар. Но события развивались настолько быстро, что людям из отсека пришлось выбираться уже по борту, как по палубе, выныривая из затопленных помещений.

Носовая часть корабля плавала боковым килем вверх и носом к корме, на 1,5 метра выступая над уровнем воды. Излом произошел в районе скользящего шва между 1 и 2-м котельными отделениями. Кормовая часть плавала с дифферентом. Первое машинное отделение находилось под водой. Борьба за непотопляемость становилась бесполезной. В это время с кормового мостика помощник командира старший лейтенант Л.И. Приваленков подал команду: «Покинуть корабль».

Услышав эту команду, командир БЧ-5 приказал электрику на прожекторном мостике В.М. Перцову, старшине команды котельных машинистов М.А. Лукину сбросить пробковые матрацы, вынести койки из 5-го кубрика, а из КП-1 по переговорным трубам передал приказание на боевые посты: «Всем наверх». Командир 3-го котельного отделения старшина 2 статьи И.М. Гончаров доложил, что турбовентиляторы стучат, нужно ли их останавливать. Командир БЧ-5 разрешил турбовентиляторы не останавливать и приказал прыгать за борт.

Вскоре носовая часть корабля затонула. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, заняв вертикальное положение, также погрузилась в воду.

От момента получения кораблем повреждения до момента гибели прошло 4-5 минут. Место гибели корабля Ш=44°02´; Д=28°50´. Глубина около 40-50 метров.

Из спасательных средств на воде оказались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымшашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек.

Предполагая оказать помощь личному составу лидера «Москва», лидер «Харьков» подошел к месту гибели с севера, но близкие разрывы снарядов и появившийся самолет вынудили его изменить решение. В 05:28 лидер начал отход. При резком развитии хода в котле № 1 вследствие нарушения циркуляции воды лопнула водогрейная трубка, и «Харьков» снизил скорость до 6 узлов. Это совпало с близким разрывом двух снарядов. Пришлось устранять повреждение. 1

Личный состав «Москвы», плавающий на воде, и находившийся в шлюпке, вечером подобрали румынские катера и гидросамолет (7 офицеров и 62 краснофлотца).

Согласно официальной версии лидер «Москва» подорвался на мине, пересекая линию минного заграждения, оказавшись без параван-охранителей, утерянных еще при подходе.

Корабль получил большие разрушения корпуса в районе 1 и 2-го котельных отделений и вторичные повреждения в оконечностях.

__________________________________________________________________

1 ЦВМА, ф.1087, оп.5, д.796, л.159.




Выберите страницу
1 2 3 4 5 6 [7] 8 9

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019