Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Кто выпустил торпеды?

30-40 миль («М-33» и «М34») и даже 55 миль («М-31»). Поэтому неувязка в 3-5 миль для «Щ-206» вполне возможна. Обнаружив румынские корабли, командир «Щ-206» капитан-лейтенант С.А. Каракай в ходе их взаимного маневрирования потерял их из виду и ошибочно вышел в атаку на советские корабли, приняв за румынские. Откуда шли торпеды, которые видели с борта «Москвы» неизвестно, но судя по тому, что корабль для уклонения от них ворочал вправо, можно предположить, что торпеды шли в его правый борт с юга, т.е. из района патрулирования «Щ-206». Таким образом, атаку «Щ-206» наших кораблей исключить нельзя, другое дело, что ее торпеды вряд ли попали в «Москву». Во-первых, моряки видели, как корабль уклонился от двух торпед, т.е. они прошли мимо и попасть могла только третья, да и то вроде бы выпущенная несколько позже. В первые месяцы войны, а уж тем более в первую неделю войны «стрельба советских подводных лодок двухторпедными залпами – редчайший случай. (на ЧФ в 1941 г. 6 атак из 23), ну и трехторпедный залп по многим причинам вообще исключается. Во-вторых, взрыв на «Москве» произошел с левого борта, а не с правого. Таким образом торпеда как причина гибели «Москвы» тоже довольно маловероятна. Но если атака подводной лодки все же была, то она сыграла определенную роковую роль в судьбе корабля, так как уклоняясь от торпед на минном поле, лидер увеличил свои шансы на подрыв на мине. Впрочем, причина маневрирования «Москвы», на курсе отхода имеет несколько версий. Командир дивизиона считал, что это был противоартиллерийский зигзаг – поэтому и дал команду «Идти прямым курсом!». Матрос, сбежавший их плена, считал, что корабль уклонялся от торпед. А освобожденный из плена офицер с «Москвы» называет третью причину: «подворот» совершался для того, чтобы войти в дымовую завесу, сносившуюся норд-остовым ветром.

Получается, что наиболее вероятной причиной гибели лидера «Москва» является его подрыв на мине минного заграждения «S-10». При этом могут возникнуть два вопроса: почему подрыв произошел не в носовой части корабля и отчего лидер переломился от подрыва на одной мине с весом взрывчатого вещества не более 200 кг.? По всей видимости, здесь сыграли большую роль крайне неблагоприятные динамические факторы, действовавшие на корабль в момент прохождения минного заграждения. Взрыв произошел тогда, когда лидер еще не успел завершить поворот вправо на скорости более 26 узлов. В такой ситуации корабль как бы занесло, и он, двигаясь вперед, одновременно перемещался зигзагом в сторону, противоположную повороту, а потому не только увеличивается вероятность встречи с миной, но она возможна практически по всей длине корпуса. На такой скорости при резкой перекладке руля, а он наверняка был положен «на борт», корпус лидера испытывал колоссальную нагрузку, причем довольно сложного характера. Взрыв мины где в районе носовой переборки котельного отделения мог быть просто инициирующим началом разрушения корпуса корабля, а дальше мощный напор воды в сочетании с инерционными силами и моментами при нагруженных жестких связях набора корпуса в считанные секунды завершили превращение корабля в груду металла. 1

По характеру взрыва можно предположить, что он произошел внутри корабля или у борта в подводной части между 70 и 75 шпангоутами. Таким образом это мог быть взрыв мины, торпеды или 130-мм боеприпаса третьего орудия главного калибра от попадания снаряда. Так как о попадании снарядов в «Москву» ни в одном документе не упоминается да и технически взрыв погреба в данных условиях проблематичен, эту версию можно считать самой маловероятной. Попадание торпед береговых торпедных аппаратов на такой дистанции практически невозможно. Румынские корабли в торпедную атаку не входили. Румынские источники наличие БТА не подтверждают, а из схемы маневрирования эсминцев и румынских документов видно, что они торпедами не стреляли. Так что единственным источником торпед остается «Щ-206».

Вопрос правомерности этого заключения оспаривают черноморские подводники, утверждая, что С.А. Каракай, имевший шестилетний опыт командования подводной лодкой, награжденный еще в 1935 г. орденом Ленина, не мог спутать корабли и стрелять по своим. 2 Еще в 1933 году 4 управление Штаба РККА издало «Альбом силуэтов и фотоснимков кораблей иностранных флотов» в котором есть снимки эсминца «Regele Ferdinand», однотипного с «Regina Maria» на разных курсовых углах. С этим эсминцем,

__________________________________________________________________

1 А.В. Платонов. «Гибель лидера Москвы». Альманах «Цитадель» вып. 1.

2 В. Симоненко. «Честное имя подводника». «Флаг Родины» 1997, 14 ноября.




Выберите страницу
1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019