Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Уроки войны
кораблях в открытой печати не сообщалось.

Знали ли о балтийском инценденте в Штабе Черноморского флота, готовя операцию кораблей в Констанце? Видимо нет. А если и знали, то что могли сделать, когда решение было принято в Москве?

С учетом наличия оборонительных минных заграждений противника, границы которых по имевшимся официальным данным были вынесены на 17 миль от берега целесообразно было поручить артиллерийский обстрел Констанцы крейсеру «Ворошилов», который мог его произвести с расстояния до 20 миль (с корректировкой огня с воздуха). Но командование ВМФ посчитало, что при наличии параванных охранителей задача могла быть выполнена лидерами, поэтому и назначило их в состав ударной группы. По всей вероятности, сработал и инстинкт самосохранения, после событий 22-23 июня на Балтике. Ведь я в любом случае нужен был «козел отпущения».

Вернемся к событиям 26 июня 1941 г. Лидер «Харьков», обогнул подорвавшийся корабль слева и при этом благополучно пересек линию «S-10». Для спасения плавающих людей на нем застопорили машины и остановились на расстоянии 1-2 кабельтовых от места тонущего корабля. И.А. Киреев считает, что «правильность образа действий командира лидера «Харьков» некоторыми офицерами решительно оспаривается. Они утверждают, что из-за незнания командиром «Харькова» истинной причины подрыва «Москвы» стопорение хода с тактической точки зрения не могло быть оправдано. Большинство же опрошенных офицеров полагает, что командир лидера «Харьков» имел основания считать, что вражеская подводная лодка не стала бы маневрировать на своем минном поле (или вблизи него) и поэтому не мог не сделать попытки спасти личный состав корабля, явно подорвавшегося на мине противника (или, может быть, пораженного крупнокалиберным снарядом). Необходимо признать справедливость мнения большинства и считать, что в той обстановке, в какой протекали события этого утра, действия командира лидера «Харьков» в рассматриваемом вопросе были со всех точек зрения правильными». 1 Ведь через минуту близ «Харькова» стали падать крупнокалиберные снаряды с немецкой батарей «Тирпиц» (по румынским данным она продолжала вести огонь и после гибели лидера «Москва», сделав по «Харькову» 35 залпов), в котлах сел пар, и пришлось отказаться от надежды спасти погибавших товарищей.

«Если бы из-за минной опасности корабли замедлили ход, - считал бывший нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, - они могли бы понести еще больший ущерб от огня береговой артиллерии. Видимо, давая задание провести операцию, командование флота должно было точно указать, как выполнять задачу, сообразуясь с обстановкой и не допуская неоправданного риска. Однако такого гибкого подхода в управлении у нас тогда еще не было. Действовать нередко приходилось по принципу «любой ценой». __________________________________________________________________

1 И.А. Киреев. «Влияние минно-заградительных действий противника на условиях боевой деятельности ВМФ СССР в Великой Отечественной войне». ВМИ. М., 1951, ч.2, стр. 320




Выберите страницу
1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019