Лидеры вступают в бой
Походы в Турцию
Накануне
Война
Набег на Констанцу
Военные комиссары
Владимирский Лев Анатольевич
Андреус Константин Юрьевич
Работать с каждым бойцом
Список литературы
Карта сайта

-- РЕКЛАМА --

Уроки войны

затопило первое машинное и третье котельное отделения, заклинило руль. Началась фильтрация воды во второе машинное и котельное отделения. Эсминец потерял ход, но остался на плаву с креном 5-6° на левый борт. Для облегчения корабля за борт сбросили глубинные бомбы и выстрелили все торпеды. У «Способного» от близких разрывов разошлись швы в кормовой части по правому борту и он принял около 9 тонн воды. По приказу командира дивизиона «Способный» начал поочередно буксировать поврежденные корабли. Следующий удар бомбардировщиков пришелся по неподвижно стоящему «Беспощадному». Корабль накрыло сплошным потоком воды, и, содрогаясь от прямых попаданий и завалившись на левый борт с увеличивающимся дифферентом на корму, в 14:25 он быстро затонул. Личный состав, пытавшийся покинуть гибнущий эсминец, в большинстве своем оказался затянут в воронку и погиб.

«Способный», избежал прямых попаданий, но получил тяжелые повреждения, приведшие к потере хода на 20-25 минут. Два прямых попадания в полубак получил «Харьков». Все носовые помещения до 75 шпангоута оказались затопленными, лидер стал погружаться носом с креном на правый борт. В 15:37, ведя огонь из кормового 130-мм орудия и одного зенитного автомата «Харьков» скрылся под водой.

Пользуясь тем, что самолеты противника скрылись «Способный» подошел к месту гибели лидера и стал спасать личный состав. Затратив на это более двух часов, затем подойдя к месту гибели «Беспощадного», смог поднять только двух человек. Через некоторое время на «Способный» стали пикировать до 25 Ю-87. В эсминец попали три бомбы и через 10-15 минут он затонул.

Торпедные и сторожевые катера, а также гидросамолеты подобрали 123 человека: 780 моряков погибли. Гибели людей способствовало наступление ночи, ухудшение погоды и совершенно недостаточное количество и несовершенство спасательных средств, которыми располагали корабли. 1

Во втором томе изданного в 1960 г. Главным штабом ВМФ военно-историческом очерке «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (стр. 334-337) указывается на принятие командиром отряда неверного решения – оставаться на месте всем трем кораблям вместо немедленного вывода неповрежденных кораблей из опасного, в отношении ударов авиации противника, района. Таблица условных сигналов на период действий кораблей не составлялась, поэтому связь оказалась чрезвычайно громоздкой, т.к. велась посредством семафора. Связь вообще работала с большими перебоями.

Предложение командующего эскадрой контр-адмирала Н.Е. Басистого оставить подбитый эсминец «Беспощадный», приняв его личный состав на борт «Способного» и следовать совместно с лидером, имевшим ход 9-10 узлов, было получено с большим опозданием, когда фактически его уже нельзя быть выполнить.

__________________________________________________________________

1 А.В. Платонов, 6 октября 1943 г.: «Черный» день Черноморского флота» «Гангут» 1996, вып. 10, стр. 84-94




Выберите страницу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13

     
  © www.lider-moskva.ru 2010-2019